Концепции постаномальных пространств...
🎧DEAD CAN DANCE🌑 JUKEBOX – Наша музыкальная рубрика
Сегодня о: пост-панке, готик-роке, дрим-попе, этереале, дарквейве, эмбиенте, этник-фьюжне, неоклассике, каталане. Сколько групп у нас на освещении? Одна!
Я ставлю диск и ложусь на кровать. Медленно закрываю глаза. Начинает звучать музыка. Звучит мантра. Я проваливаюсь в потусторонний мир, где наблюдаю за танцем… Танцем мертвых… Здесь Мертвые Могут Танцевать…
«DEAD CAN DANCE»
Мое знакомство с творчеством DCD произошло 25 лет назад. Впервые я провалился в другое измерение. Музыка совершила неимоверную трансформацию. Я буквально растворился в истории, в переливах мелодий и ритмах читаемых мантр. Ничего подобного со мной не происходило ни ранее, ни после… Это колоссальное эстетическое наслаждение и духовное перерождение!
О группе…
DEAD CAN DANCE - австралийский музыкальный творческий союз, состоящий из Брендана Перри (англ. Brendan Perry) и Лизы Джеррард (англ. Lisa Gerrard), при привлечении сессионных музыкантов для концертов и студийных записей.
Название «Dead Can Dance» (дословный перевод с английского: Мёртвые могут танцевать) означает возвращение к жизни чего-то, бывшего мёртвым или неиспользованным: музыкальные инструменты, используемые группой, являются или древними, или забытыми, или непривлекательными для большинства музыкантов. Другое значение названия — вдыхание жизни во что-то неодушевлённое. Также обыгрывается созвучие со словом «декаданс».
О стиле…
Музыку группы, в целом, можно обозначить вольным термином «world music». Это направление, связанное с музыкальными традициями народов мира, объединяющее традиционную народную и современную фолк-музыку. Лиза Джеррард предстает перед нами, как исполнитель более аутентичной эпохальной музыки, в то время, как Брендан Перри привносит в совместное творчество новое, современное прочтение, свежее дыхание истории.
Из истории…
Группа образовалась в 1981 году в Австралии. В 1982 музыканты перебираются в Лондон, где вскоре подписывают контракт с инди-лейблом 4D. После этого в 1983 году они отправляются в совместное турне с другими моими любимчиками из космоса - Cocteau Twins.
В 1984м году вышел первый студийный альбом DCD с одноименным названием. Музыка пропитана настроениями пост-панка, нью-вейва и дрим-попа, но уже здесь видны этнические эксперименты и темы дарквейва. На обложке альбома использовано изображение ритуальной маски из Папуа-Новой Гвинеи, что является ярким свидетельством последнего.
На запись альбома «SPLEEN AND IDEAL» https://vk.com/audios112136864?z=audio_playlist-2000484281_484281%2Ff3e691d44bc1613ade
в 1985м году музыкантов вдохновило творчество Шарля Бодлера и Томаса де Квинси. «Сплин и идеал» — название цикла стихотворений из сборника «Цветы зла» Бодлера. Очень концептуальное звучание, где ритмика и ярко выраженные басовые линии, а также атмосфера готик-рока соединены с веяниями дрим-попа, где современная лирика соединена с этническими мелодиями. «The Cardinal Sin», «Mesmerism», «Advent», «Avatar», «Indoctrination» - самые стильные и системообразующие композиции этого альбома. В музыке можно уловить оттенки настроений таких культовых современников DCD, как The Cure, The Associates, Cocteau Twins и пр.
В 1987м году выходит альбом «WITHIN THE REALM OF A DYING SUN». По словам Брендана Перри, главным мотивом альбома стало восприятие смерти. Фотография, использованная на обложке альбома, сделана в Париже на кладбище Пер-Лашез. Это изображение надгробия на могиле французского политика Франсуа Венсана Распая. В записи альбома были использованы классические инструменты - скрипка, альт, гобой, виолончель, что наложило отпечаток на звучание. В песнях часто встречаются приемы и аранжировки из неоклассики.
В 1988 году выходит альбом «The Serpent's Egg» (1988), а в 1989 году Dead Can Dance участвуют в записи музыки к документальной ленте о проблемах индейских резерваций в США, а также пишут саундтрек к фильму «Дитя луны» (исп. El Niño De La Luna) режиссёра Агустина Вильяронги. В этом же фильме Лиза Джерард сыграла главную женскую роль вместе с актёром Давидом Наварро Сустом. После этого выходит альбом The Serpent's Egg, который подводит итог развития и популярности группы в 80х.
В конце 80-х гг. Джеррард и Перри некоторое время жили в Барселоне, что не могло не отразиться на творчестве. В альбомах этого периода часто звучит церковный каталан. В целом, здесь представлен неоклассический дарквейв с элементами неосредневековой музыки.
Совершенно потрясающие альбомы «AION» https://vk.com/audios112136864?section=playlists&z=audio_playlist-2000898288_898288%2F5ddc6530af1bdf8d42 и «THE SERPENT EGG»https://vk.com/audios112136864?z=audio_playlist-2000977379_977379%2F7ec96a0a64cabc475b. Они пропитаны настроениями этнической музыки, уходящей в века. Вы можете совершить путешествие в ранее средневековье, где увидите старинный итальянский танец Saltarello, на центральной французской площади увидите шествие паладинов, попадете в ближневосточную деревню и услышите арабские напевы, увидите ритуальный танец африканцев вокруг костра, зайдете в готический храм и насладитесь католическими распевами. И еще DCD активно используют Echolalia, которая повергнет вас в транс шок. Все дело в том, что Эхолали́я (от др.-греч. ἠχώ «эхо, повторение» и. λαλιά «речь, разговор») — эхо-симптом, неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Странная, загадочная, непонятная и неизведанная Мантра… Здесь происходит туннельный переход…
История зарождения музыки перед вашими глазами…
О мантрах…
Лиза Джеррард родилась в англо-ирландской семье. Её родители переселились в Австралию из Великобритании в поисках работы. Будущая певица выросла в бедном предместье Мельбурна, в основном населённом выходцами из Средиземноморья и Ближнего Востока. По словам самой Лизы, в детстве она любила гулять на берегу реки, где женщины занимались стиркой и зачастую пели свои национальные песни на непонятных девочке языках. Во многом благодаря этому у неё и сформировалась своеобразная манера пения без слов - Глоссола́лия (др.-греч. γλῶσσα глосса «язык» + λᾰλέω лалео «говорю») Речь, состоящая из бессмысленных слов и словосочетаний, имеющая некоторые признаки осмысленной речи (темп, ритм, структура слога, относительная частота встречаемости звуков); речь со множеством неологизмов и неправильным построением фраз. Наблюдается у людей в состоянии транса, во время сна, при некоторых психических заболеваниях. В некоторых конфессиях христианства рассматривается как один из даров Святого Духа. Именуется «дар языков» или «дар говорения на языках». Точный смысл этого термина в разных христианских конфессиях различен. Элемент религиозного обряда (тайные молитвы) в отдельных ветвях христианства и в некоторых первобытных религиях.
Об инструментах…
Янци́нь (кит. трад. 扬琴, упр. 洋琴, пиньинь: yángqín, палл.: янцинь) — китайский струнный музыкальный инструмент наподобие цимбал. Используется для аккомпанемента в представлениях китайской оперы, театральных постановках, а также в качестве ансамблевого и сольного инструмента. Инструмент происходит от персидского молоточкового дульцимера — сантура. Корпус янциня трапециевиден по форме и изготавливается из твердых пород дерева. На инструмент натянуто несколько металлических струн (преимущественно из бронзы). Янцинь устанавливается на специальную подставку. Звук извлекается ударами бамбуковых колотушек. На янцине можно исполнять аккорды из двух и более звуков. Популяризатором инструмента на Западе стала именно Лиза Джеррард, использующая янцинь во многих своих произведениях.
Брендон Перри является мульти-инструменталистом. В его арсенале различные струнные и перкуссии.
О голосе…
Лиза Джеррард является обладательницей уникального певческого голоса - драматическое контральто - самый низкий женский певческий голос с широким диапазоном грудного регистра, где ярко выраженное грудное резонирование распространяется на весь средний регистр. Характерным признаком контральто являются полнокровные, густые ноты.
Альбом «INTO THE LABYRINTH» https://vk.com/audios112136864?section=playlists&z=audio_playlist-2000414610_2414610%2F54505628a9d2a4663b 1993 года - это реальный переход в лабиринты своего подсознания. Начиная с Yulunga начинается ритуальный танец духа под глубокий контральто в окружении этнического хоровода инструментов.
Здесь звучит «The Wind That Shakes the Barley» (Ве́тер, что колы́шет ячме́нь) - баллада Роберта Дуайера Джойса 1861 года, посвящённая восстанию 1798 года в Ирландии. В песне представлены горькие думы молодого повстанца из Уэксфорда, который принёс в жертву свои отношения с возлюбленной и окунулся в самую гущу революционных событий.
... Я взял при Уларт-Хилле
И положил холодное тело любимой
Туда, где вскоре я сам окажусь.
Вокруг её могилы я брожу в тоске
Вечером, ночью и утром ранним
С разбитым сердцем, когда я слышу
Ветер, что колышет ячмень!
10-й трек "Emmeleia" - название (в переводе с греческого ἐμμέλεια, означающее "изящество" или "гармонизация") - Эммелейя – античный танец в театре Древней Греции, исполнялся хором в трагедии. Это был танец благородства движений и грации. Эммелейя, перенесенный из жизни на сцену, не утратил своего содержания, т. е. изображал тайны природы, деяния богов и героев.
Лирика песни происходит от обычной глоссолалии Лизы Джеррард, но поскольку ей пришлось записать фонетическую версию для Брендана Перри, чтобы петь вместе с ней, эта песня звучит гораздо больше как структурированный язык. Письменные транскрипции существуют, но ни один язык не может быть распознан.
Большинство песен альбома базируются на использовании глоссолалии. Музыка альбома проводит вас через лабиринты истории, которые существуют в подсознании каждого человека.
1993й год. Театр «Mayfair» в Санта-Монике, Калифорния. Выдающееся живое выступление группы, явившееся апофиозом их творчества, оказалось запечатлено на кинопленку. https://vk.com/videos112136864?z=video112136864_163355086%2Fpl_112136864_-2 Здесь воочию можно увидеть виртуозную игру на различных инструментах. В 1994 году землетрясение полностью уничтожило здание, которое было свидетелем сего потрясающего действа, но в этом же году вышел альбом и видеофильм под названием «TOWARD THE WITHIN» https://vk.com/audios112136864?section=playlists&z=audio_playlist-2000897780_897780%2F1aea43622377c4f601. Завораживающие хороводы перкуссии, слияние потрясающих голосов, множественные органные сэмплы, виртуозная игра Лизы на янцине, на палечных кимвалах, аккомпанемент Брендона на 12ти струнной гитаре, мандолине, а также откровения музыкантов о своей музыке.
1996й год. Новая веха в творчестве DCD. Альбом «SPIRITCHASER» https://vk.com/audios112136864?section=playlists&z=audio_playlist-2000900203_900203%2F8b825d29eab6cc4b9bполностью записан на домашней студии Брендана Перри «Quivy Church» в Ирландии. Здесь на место Востока и Средневековой Европы приходит музыка народов Африки и Южной Америки.
1998й год. Поход по рекам Тверской области на байдарках: легкая прогулка 3го уровня превратилась неожиданно в школу выживания. Комья змеиных сплетений, кишащая земля гадюками, жесткие пороги и бочки, плотины и бушующее русло в грозу, человеческие потери… После двухчасовой борьбы за жизнь при сплаве в грозу, где невозможно было пристать к берегу, мы причалили обессиленные к берегу и обнаружили, что одна из сплавлявшихся лодок перевернулась. Парню удалось выплыть, а девушке, к сожалению, нет. После этого в нас произошел такой сдвиг, что мы стали воспринимать природу, как данное, как сущность. Увидев гадюку на солнышке, мы поймали ее и съели, пожарив на углях, мы стали первобытными, пели песни во весь голос у костра под гитару под проливным дождем, а под утро прислушивались к пению птиц, внимали «SPIRITCHASER», растворяясь в музыке…
Это был год распада группы…
Финал!
Музыка DCD не относится к какому-то конкретному стилю – будь то пост-панк, готик-рок, дрим-поп, этереал, дарквейв, эмбиент, этник-фьюжн - это разговор на языке истории, широких традиций и культуры народов Земли, самой природы, где глоссолалия выглядит, как самый верный инструмент, где важен не язык, а атмосфера, ритм, внутреннее биение и интонация. Музыка DCD – это язык всего мира!
Налей дрэм любимого напитка и стань частью культуры совместно с историческим наследием музыки DEAD CAN DANCE! Приятного прослушивания!
#JUKEBOX
#ppm_music